художник

Валерий Георгиевич Ануфриенко уроженец города Красноярска. С детства у него была мечта рисовать, и велико желание, нужно было лишь реализовать возможности. И Валерий поступает в Красноярскую художественную школу имени В.И. Сурикова, а затем в педагогический институт.
После окончания института приезжает в наше в село Курагино. Работает в школе учителем черчения и руководителем кружка изобразительного искусства Курагинского Дома пионеров.
Понимать природу, чувствовать ее настроение В.Г. Ануфриенко помогли походы с учениками. Вместе с ними он каждое лето забирался в самые глухие места, ночевал у костра, встречал восход солнца, переживал и невзгоды подобного рода путешествий. А ему особенно нелегко было управляться в походах с этюдником, красками, картоном, рюкзаком, провизией.
После каждого такого путешествия на выставках появлялись глубоко правдивые, полные искренних чувств пейзажи: “Облака над Тубой”, “Вечерний мотив”, “Серебристая Туба”, “На Красном Даре”.

река
Река Туба в Курагине, 1991 год


Валерий Георгиевич всегда давал ребятишкам знания, замечал таланты, помогал им продолжать выбранный путь. Своих учеников он помнит всех — Сергея Андриянова и Владимира Копотева, окончивших Красноярский  художественный институт, Юрия Бегуновича, который закончил высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной.
Интересные люди, богатая природа Курагинской земли вдохновила на создание творческих работ. Много лет сотрудничал с газетой “Заветы Ильича”. На ее страницах публиковались зарисовки о людях земли Курагинской и ее природе. Многие праздничные номера газеты украшали его рисунками, печатали портреты передовиков, выполненные Валерием Георгиевичем.
Основным жанром в творчестве В.Г. Ануфриенко был пейзаж. Его работы незатейливы по своей сюжетной канве. Все в них обычно, просто. Он пишет как бы “для себя, для души”, его пейзажи лиричны, полны любви к природе. Неизменной темой художника были мотивы окрестностей Курагино: “Дождь над Тубой”, “Зимнее настроение”, “Букет с жарками”. В этих работах мы видим проявление искреннего, душевного отношения к природе, привносившего в каждый мотив свои личные переживания, вызванные общением с ней.

И всюду, на любом пейзаже,
В большом иль малом полотне
Мне видится все та же, та же
Любовь к родимой стороне.
С какою силой непреложной,
Как тонко запечатлены
Все краски осени таежной.
Все буйство рек,
Весь шум весны!


К. Лисовский
 

            Пейзажист по призванию, Г.В. Ануфриенко показал незаурядный дар портретиста. Только по каталогам значится более 50 его портретных работ: “Портрет Н. Шаховой”, “Портрет матери”, “Портрет Ильи Кобеца”, “Портрет Г. Полтинникова”, “Портрет В.С. Митяевой” и другие.
В.Г. Ануфриенко участвует в краевых выставках, многие его работы отправлены в Москву. Один коллекционер из Оренбурга приобрел понравившийся портрет. Валерий Георгиевич организует выставки  в Курагинском музее, на которых бывает много посетителей разного возраста. Вот отрывок из школьного сочинения О. Тетериной: “Хорошо, что даже у нас в провинции люди могут приобщаться к настоящему “живому” искусству”.
Есть у Валерия Георгиевича мечта о большом просторном зале, где можно разместить картинную галерею и проводить выставки.
 
 
1.      Павловский В.  Смахни пыль бытия // Красн. комсомолец. — 1989. — №63.
2.      Павловский В.  Время растить таланты: [Разговор с интересным человеком] // Красн. рабочий. — 1991. — 14 марта.
3.      Ануфриенко В.  Слово художнику // Тубинские вести. — 1997. — 5 января.
4.      Тетерина О.  Его жизнь — в рисунках // Тубинские вести. — 2000. — 4 июня.
5.      Ануфриенко В.  Спасибо великому земляку // Красн. рабочий. — 2003.
6.      Суриковские встречи // Аргументы успеха Курагино. — 2003. — 4 февраля.

Краски бессмертной души

 

           Валерий Георгиевич Ануфриенко – художник, воспевший в своих живописных полотнах красоту Курагинского района,  неповторимую природу: реки, горы, поля, окрестности, улицы родного поселка.  Увековечил он своим творчеством и простых людей: сельских тружеников,  учителей, врачей и всех тех, кто отдавал свои  силы на благо Курагинской земли. Он сам говорил: «Я искренне люблю простых людей, тех, кто на земле работает. Рисовать портрет такого человека – это же такая радость, просто наслаждение. И неважно, заплатят ли за  работу деньги, продам ли я ее, все это вторично. Главное – получить удовольствие от своего труда, передать внутреннее состояние человека».

            Валерий Георгиевич был предан Курагинскому району, любил его и более сорока лет прославлял своим талантом.

          Он не дожил до 75–летия менее года. Но остались его творческие работы – живописные и графические картины, светлая и добрая память о нём.

           Ануфриенко Валерий Георгиевич (1940-2014), художник, почётный гражданин поселка Курагино Красноярского края. Окончил художественно-графический факультет Красноярского государственного педагогического института, преподавал изобразительное искусство в школе и изостудии. Ежегодно у художника проходили выставки творческих работ, воспевающих красоту сибирской природы, человека-труженика в п.Курагино, Красноярске, Абакане, в Москве. Многие его пейзажи и портреты находятся в музеях и частных собраниях в России, Венгрии, Германии, Греции, Китае.

           Курагинцы знают, что Валерий Георгиевич долгие годы занимался педагогической деятельностью. Работал учителем рисования и черчения. Многие наши земляки, которые уже выросли и, как говорится, вышли в люди, занимают солидные должности, были учениками Валерия Георгиевича Ануфриенко. Постоянно слышу от разных знакомых: "Я был учеником Валерия Георгиевича, я была его ученицей...." И думаешь, сколько человек пропустил он через своё сердце, отдал своим ученикам своё внимание, тепло, доброту, знание, сердечность, иначе невозможно получить результат и заронить в сердце ребенка всхожее зерно. Поэтому и остался Валерий Георгиевич в памяти стольких людей. Многие вспоминают его добрым словом, у каждого сохранились свои личные воспоминания о нём.

           Валерий Георгиевич был учителем в подлинном смысле этого слова: «А, как же? – говорил он. – Дети, смотрят на меня, берут пример, я не могу  не соответствовать. Не могу опоздать, подвести…». Он был человеком той эпохи, той закалки, тех нравственных принципов, которые забываются в наши дни. Такие люди встречаются всё реже и реже. И вместе с тем он не был не современным человеком. Живо всем интересовался, старался быть в курсе разных событий, как страны, так и жизни района – культурной, политической, информационной.

         Я знала Валерия Георгиевича на протяжении многих лет, общаться с ним было очень интересно. У него, как у творческой личности, было особое видение, нестандартный взгляд на мир, он подмечал разнообразные краски и оттенки жизни, которые не заметны простому обывателю. Такие люди не живут лишь хлебом насущным, им открыт более захватывающий мир – бесконечный, разнообразный мир искусства. Мне нравилось это необычное видение, нестандартные идеи, полёт воображения. Чувствовалось, что он молод душой и открыт для познания нового.

          Когда мне было пятнадцать лет и единственным средством самовыражения, доступным мне из-за болезни, стало рисование. Тогда судьба свела меня с Валерием Георгиевичем Ануфриенко, произошло моё знакомство с ним. Он не учил меня рисовать, а старался развить индивидуальный стиль, не похожий на другие, в соответствии с моими возможностями и способностями. Расширил мои познания, горизонты, учил воспринимать не только академическую живопись, классический рисунок, но и художников–новаторов, делающих акцент в своих работах на цвет и форму.

 

надя

          Тогда же Валерий Георгиевич познакомил меня с творчеством красноярского художника Андрея Поздеева, которого называют сибирским Матиссом. В Красноярске, на проспекте Мира, в толпе можно заметить необычного прохожего: чудаковатого старичка с мольбертом через плечо и большим зонтом. Горожане воспринимают бронзовую двухметровую скульптуру Андрея Поздеева не как памятник, а как живого человека, с которым можно поздороваться, сфотографироваться, взять за руку. 

          А.Г.Поздеев говорил: «Художник как личность более индивидуален. Он позволяет себе то, что другие люди, может быть, и не позволяют. Но на нем лежит большая обязанность: отдавать себя, каков он есть. Он обнажается... И он обязан еще иметь голову, думать, как философ. Философы мысли – невероятная вещь. Они говорят об одном и том же, но каждый со стороны своей индивидуальности. А я еще обязан цветом передавать. И я обязан, если я влез в это дело на всю жизнь – а здесь жизни мало, – все время совершенствоваться и развиваться до самого последнего дня, сколько мне отпущено судьбою». Андрей Геннадьевич Поздеев был одним из любимых художников Валерия Георгиевича, со словами которого можно согласиться. Внутренний мир творческого человека должен быть разнообразен и богат, он постоянно стремится к совершенствованию себя, открывает новое, самообразовывается, черпает вдохновение, не останавливается на достигнутом.

           Валерий Георгиевич был постоянно в работе, всегда чем-то занимался. Помимо живописи, писал очерки, рассказы, повести, стихи, которые печатались в разных изданиях. Он читал много разной литературы, выделял на это время. Проводил творческие встречи со школьниками, радость от этих встреч была взаимной. Детям было интересно общаться с таким человеком, выполнять его задания, отвечать на вопросы, они не отпускали его, просили приходить еще. Самого Валерия Георгиевича общение с детьми окрыляло, вдохновляло, придавало молодости и сил. Он предчувствовал, что, возможно, время его ограничено, спешил жить, доделывал важные дела. Но сколько бы человеку ни было лет, душа его остается прежней.

           Помню, как Валерий Георгиевич читал свои новые стихи, они у него всегда были заготовлены.  Я удивлялась его вдохновенной работе – ни дня без строчки. Всё его трогало… Как творческая натура, он был раним и уязвим, очень тонко и чутко воспринимал мир. Берег свое равновесие и состояние вдохновения. Не каждый способен пронести его через всю долгую жизнь. А Валерий Георгиевич мог выйти на прогулку, и какая-нибудь подмеченная им деталь – человек ли, состояние природы, небо, река могли вдохновить его на написание нового стихотворения или очерка, которые он с мальчишеским огоньком в глазах с радостью читал. Обычно с возрастом такое по-детски яркое восприятие мира утрачивается, но у него всё было иначе. 

          Так как я увлеклась в основном графическим рисунком, Валерий Георгиевич приобщил меня к творчеству Нади Рушевой, принёс альбом с её работами. Эта юная художница оставила после себя 12000 графических рисунков, несмотря на свою недолгую жизнь. Казалось, она рисовала одним взмахом, одной точной линией, на одном дыхании.

           Конечно, общение с таким человеком, как Валерий Георгиевич, повлияло на мою жизнь, обогатило и наполнило её.  Когда я была ещё подростком,  Валерий Георгиевич принёс мне книгу "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери,  я ее тогда в первый раз прочитала. Маленький принц – философ, трогательный, открытый, в тоже время живущий на своей маленькой планете, старающийся сохранить на ней порядок, человек с чертами взрослого и ребёнка, преданный своей Розе, любивший встречать закаты. Сейчас мне подумалось, что Валерий Георгиевич чем-то похож на Маленького принца. Пусть, кто-то улыбнется моим измышлениям, это и хорошо, это по-доброму.

           Как это часто бывает, когда человек уходит, остаётся ощущение недосказанности... Нам кажется, что мы не всё сказали и сделали по отношению к нему. На ум приходят новые слова, решения, переоценка всего. Но вот уже не скажешь... Как христианка, я верю, что человек не исчезает, не уходит в небытие. Душа его бессмертна и продолжает жить и, возможно, даже слышит нас. О Валерии Георгиевиче остались самые теплые воспоминания, и мне будет не хватать такого друга, как он. Нам в наследие остались его творческие работы – его картины, выполненные рукой мастера.

   

 

Надежда Мисюрова, п.Курагино